Элла Черепахова.

"Труд номер один"


     Имени и точного адреса этого молодого немца назвать не могу .Известно только, что в юном возрасте перебазировался он вместе с родителями из Восточной Германии в Западную, и уже там, со временем,по-немецки основательно сконструировал свою жизнь.

     Вообще-то постоянное его местонахождение в рассказе " Труд номер один" Евгении Добровой.Но подобно гоголевскому Носу, покинувшему своего хозяина и зажившего собственной жизнью,этот герой так же своевольно покинул пределы,отведённые ему писателем.Но чем же он, благонамеренный, трудолюбивый, исполнительный,педантичный-воплощение известных всем добродетелей, присущих немецкому национальному характеру, но вполне рядовой, можно сказать, среднестатистический, оказался интересен тем,с кем удалось его познакомить Евгении Добровой?
     Автор между тем схоронился как бы за пределами этой истории, и ОН входит с нами в контакт самостоятельно посредством монолога-откровенного, обстоятельного, без завитушек красноречия и почти без эмоциональных всплесков, но тем не менее захватывающий внимание и дух слушателей.
В вынужденном пересказе(краткости ради): его жизнь нигде не выбивается из скорлупы благополучия. В школьном возрасте он принимает решение стать художником, но заботливый отец отменяет его и посылает учиться на врача. Он соглашается и , получив эту солидную профессию, пробует одну узкую специальность за другой пока не обнаруживает, что его призвание-патанатомия. В резекторской он чувствует себя на месте. В его обязанности входит вскрытие трупов,изъятие органов для исследования(в рабочем обиходе-"вырезка")-а потом обратный процесс и зашивание-со всем этим он справляется аккуратно, добросовестно привычно и точно по инструкции., как исполнял бы любую порученную ему работу.
     Однако " работой номер один"называется главная его функция-исследование органов уже мертвых или срезы больных органов ещё живых- для экспресс -анализов под микроскопом.Задача в обоих случаях одна-проверка правильности диагнозов лечащих врачей
Ну и что особенного? Такое во всех резекторских любой страны.
Особенное же имело место и заключалось в том,что разглядывая в микроскоп, скажем, раковую клетку,ОН не только ставил диагноз: в нем просыпался художник, он испытывал эстетический оргазм:он видел созданную самой природой гармонию форм и фигур,которые казались ему вершинами абстрактной живописи ,его глазам открывались марсианские пейзажи,звездные россыпи,Млечный путь,ягодные поляны, коралловые сады...
Он достаточно развит, чтобы понимать, что любуется человеческими страданиями. Но это ничего не меняет, не умеряет его восхищения.Потому что для него:"Мертвое-то же самое,что живое, но мертвое".
     Его коллегам тоже нравятся картинки под микроскопом, но не так как Ему;: он эстет, он -художник, а они заурядные резекторы.Ему нравится бывать на выставках, особенно нравится Сера,потому что " он похож на наши картинки: он рисует точками".
Его эстетика утилизирует красоту из больного и мертвого,-ну и что: красота есть красота. Красивые волосы живой женщины не перестанут быть красивыми, если их срежут с неё мертвой , верно?
Возвращаясь домой, он нередко до самого утра рисует, копируя по памяти, звездные россыпи и коралловые сады, увиденные под микроскопом, втайне от своих коллег-это очень личное.
Он знает,что креативный других сотрудников: начальство отметило,что никто не умеет так красиво нарезать кишечник для исследования,как Он. И это ещё не все: его гистологическая колода карт таро,которую он представил на конкурс дизайнеров, выиграла первое место! Ему предложили сменить профессию,стать художником,но он отверг этот шанс без раздумий. 
И это был не страх перемен,это был рациональный выбор:мертвые куда удобней живых, с мертвыми куда безопасней.У мертвых не надо спрашивать согласия,чтобы скопировать красоту их расчленённой почки или слизи поджелудочной железы, открывающиеся под магическим глазом микроскопа...
     Я пытаюсь напомнить себе, что все-таки и Он и его коллеги. виртуальны...
Конечно, реальные современные художники-абстракционисты Германии меня тоже немного пугают, особенно те, что создают свои творения не кистью, а скребком или теркой, используют замороженные краски и даже сырные палочки для " новых цветовых композиций"Я не эксперт, и может,потому мне близок отзыв немецкого журналиста об одной такой выставке:"творческая шизофрения".Но даже картины -страшилки модернистов, написанные под явным влиянием Брейгеля и Босха, пугают меня куда меньше, картинок, которые рисует в свободное от работы в резекторской время, никому не известный, типичный, добропорядочный, трудолюбивый, исполнительный , молодой немец, влюблённый в свой "труд номер один"
И знаете почему? А вдруг-ключевое слово " типичный"?
    Евгения Доброва написала потрясающий рассказ.

Ссылка:http://www.nm1925.ru/Archive/Journal6_2016_7/Content/Publication6_6386/Default.aspx